Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Конституция РФ провозглашает права и свободы человека и гражданина, гарантирует их защиту и реализацию. Ни переходный характер современного этапа развития российского общества, ни вызванные им политические, экономические и социальные трудности, ни последствия тоталитаризма и беззакония не стали причиной сокращения перечня прав и свобод, изъятия или ограничения их реализации. Предусмотренные положения Конституции РФ требуют не только неуклонного применения на практике, но и дальнейшего развития.
Актуальность данной курсовой работы обусловлена необходимостью комплексного, многогранного и детального исследования всех аспектов и особенностей института объединения, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст.30 Конституции РФ), свободы собраний, демонстраций, маршей и пикетов (ст.31 Конституции РФ) как средства непосредственной демократии и выявления пробелов в конституционно-правовой базе в этой области и законодательстве РФ о публичных мероприятиях с учетом зарубежной практики.
Конституция РФ провозглашает права и свободы человека и гражданина, гарантирует их защиту и реализацию, поэтому налицо разумный прогресс в предусмотренных положениях.
В современное время была введена возможность непосредственного участия граждан в управлении государственными и общественными делами. Это политическое право предполагает прямую и обратную связь между гражданами, общественными органами, с одной стороны, и органами государственной власти - с другой.
Уже сегодня публичные мероприятия, инициированные гражданами, признаются общественностью как проявление крайней формы демократии. Такое отношение обусловлено недостаточным прогрессом в вопросе реализации права на проведение публичных мероприятий в науке и практике. В этой связи особенно важно изучить и обобщить опыт реализации свободы собраний, накопленный другими странами, и использовать его в современном российском законодательстве о публичных мероприятиях и в практической деятельности органов внутренних дел РФ.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся при исследовании конституционного права на свободу собраний и объединений в РФ.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы конституционного права, регулирующие вопросы свободы собраний и объединений в РФ.
Целью исследования является исследовать конституционное право на свободу собраний и объединений в РФ.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.дать понятие и определить сущность свободы собраний и объединений в законодательстве РФ;
2.рассмотреть нормативно-правовое содержание института свободы собраний и объединений в законодательстве РФ;
3.исследовать сферы защиты права лица на свободу собраний и объединений;
4.проанализировать особенности реализации конституционного права свободу собраний и объединений в РФ;
5.рассмотреть гарантии реализации права на свободу собраний и объединений в РФ;
6.рассмотреть проблемы судебной защиты конституционного права на свободу собраний и объединений в РФ.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: зарубежное законодательство, Конституция РФ; и иные материалы судебной практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Комарова В.В., Варлен М.В., Лебедев В.А., Таева Н.Е., Комкова Г.Н., Маркина Е., Смоленский М.Б., Клюшкина Л.Ю. и другие авторы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании норм конституционного права на свободу собраний и объединений в РФ.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. Конституционное право на свободу собраний и объединений : понятия, содержание, значение
1.1 Понятие и сущность свободы собраний и объединений в законодательстве Российской Федерации
Произошедшая за последнее десятилетие трансформация политической системы российского общества в различных направлениях позволила наполнить общественные отношения новым содержательным наполнением в виде различных, зачастую качественно позитивных, институтов современной демократии. В первую очередь это касается передачи всей полноты власти ее единственному носителю - многонациональному гражданину России .
Наряду с этим развивались и другие институты демократии, закрепленные за власть имущими, один из которых - право российских граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований (далее по тексту - "право на публичные мероприятия").
Под публичными мероприятиями понимаются открытые, мирные и общедоступные мероприятия, проводимые по инициативе граждан, политических партий и других общественных и религиозных организаций РФ в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, а также с использованием транспортных средств .
Целью публичных мероприятий является свободное выражение, формирование и востребование мнений по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны, а также по вопросам внешней политики.
Границы этого социального явления можно определить отдельно от других явлений, предложив основные признаки публичных мероприятий: присутствие большого количества людей, организованный характер действия и наличие целей. Эти признаки также должны сопровождаться атрибутом публичности.
Публичные мероприятия являются мощным инструментом, поскольку они создают для властей обязательство рассмотреть вопрос, принять решение по существу и довести это решение до сведения организаторов мероприятия. Публичные мероприятия могут быть необходимы для демонстрации общественной поддержки, побуждения организаций к переговорам и принятию решений.
Организаторами публичных мероприятий могут быть один или несколько граждан РФ, политические партии, иные общественные организации, в том числе религиозные организации, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательства по организации и проведению публичных мероприятий .
Участниками публичных мероприятий являются граждане, члены политических партий, члены и участники иных общественных организаций, в том числе религиозных организаций, добровольно принимающие участие в мероприятии. Иностранцы и лица без гражданства также могут участвовать в этих мероприятиях. В зависимости от характера собрания можно разделить на толпу (незаконные собрания), собрания, законно организованные лицами, проживающими в определенной местности, и съезды или конференции, которые представляют собой собрания, организованные лицами, проживающими в разных местностях.
Публичные мероприятия можно классифицировать в зависимости от их организационно-правовой формы.
Раскрывая суть права масс на классификацию публичных мероприятий, можно сделать вывод, что институт свободы собраний развивается на пересечении естественных и политических прав человека и гражданина. Естественное право принадлежит человеку от рождения, и люди используют его индивидуально или коллективно для выражения своих взглядов по различным вопросам жизни общества, членом которого они являются, независимо от того, регулируется это право законом или нет. Как политическое право, свобода собраний используется гражданами в качестве средства прямой демократии и для осуществления публичной власти над властью.
Статья 30 Конституции РФ гарантирует каждому право на объединение, включая право создавать профсоюз для защиты своих интересов, и никто не может быть принужден к вступлению или пребыванию в объединении. Это связано с тем, что без возможности заключения коллективного договора с работодателем право на создание профсоюза имеет смысл только как основа для создания "дискуссионного клуба для работников" без возможности решения привычных проблем. Для работодателей коллективные переговоры и заключение коллективных договоров являются одним из способов реализации их права (в части управления трудом) на осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, гарантированного ст.34 Конституции РФ .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 24.06.2013) // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 2. - Ст.163
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)// Российская газета. – 1995. - N 67
3. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
4. Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ (ред. от 05.12.2022) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" // Собрание законодательства РФ. – 2004. - № 25. - Ст.2485.
5. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 19.12.2022) "Об общественных объединениях" // Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 21. - Ст.1930.
6. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 17.02.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2015. - № 10. - Ст. 1391
7. Определение Конституционного Суда РФ от 21.07.2022 № 1723-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лузина Ивана Викторовича на нарушение его конституционных прав пунктом 3.6 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан", а также частями 8.1, 8.2 и 8.4 статьи 4 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации"// http://www.pravo.gov.ru, 29.04.2023
8. Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2014 года № 976-О и от 7 июля 2016 года № 1428-О// http://www.pravo.gov.ru, 29.04.2023
9. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Проспект, 2019. 592 с.
10. Комарова В.В., Варлен М.В., Лебедев В.А., Таева Н.Е. Конституционное право России. Учебник. М.: КноРус, 2019. 280 с.
11. Конституционное право. Общая часть. Учебно-методическое пособие / под ред. Богданова Н.А. М.: Зерцало, 2019. 372 с.
12. Комкова, Г. Н. Конституционное право : учебник для среднего профессионального образования / Г. Н. Комкова, Е. В. Колесников, М. А. Липчанская. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 449 с.
13. Костылева Е.Д. Соотношение позиций Конституционного Суда РФ и Европейского суда по правам человека по защите личных и политических прав // Современный юрист. 2019. № 4. С. 80 - 96.
14. Маркина Е., Смоленский М.Б., Клюшкина Л.Ю. Конституционное право России. М.: КноРус, 2020. 232 с.
15. Нудненко, Л. А. Конституционное право России : учебник для вузов / Л. А. Нудненко. - 8-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 527 с.
16. Саленко А.В. Конституционно-правовое значение свободы мирных собраний: доктринальные и судебные подходы в России и Германии // Российский юридический журнал. 2019. № 5. С. 9 - 17.
17. Саленко А.В. Конституционно-правовое значение свободы мирных собраний: доктринальные и судебные подходы в России и Германии // Российский юридический журнал. 2019. № 5. С. 9 - 17.
18. Тарибо Е.В. Проверка нормативных правовых актов по порядку принятия в рамках административного и конституционного судопроизводства: совпадения и расхождения в подходах // Административное право и процесс. 2018. № 9. С. 22 - 29.
19. Хабриева Т.Я. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" / Т.Я. Хабриева, А.А. Клишас. Москва: Норма, ИНФРА-М, 2020.
20. Стрекозов, В. Г. Конституционное право России : учебник для академического бакалавриата / В. Г. Стрекозов. - 7-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 256 с.
21. Чашин, А. Н. Конституционное право Российской Федерации : учебное пособие для вузов / А. Н. Чашин. - 2-е изд. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 262 с.